Древнерусская благотворительность звучит несколько необычно.
Да знаете ли вы, что волонтерское движение в Украине появилось гораздо раньше, чем это слово пришло в наши края?
Не верите? Вот вам примеры:
- Знаменитый «Кобзарь» Тараса Шевченко впервые был издан на средства помещика Петра Мартоса. Прошло 20 лет, и сахарозаводчик Платон Симиренко выделил средства на более полное издание – 1100 рублей.
- Жизнь оперной примы Марии Заньковецкой сама по себе стала благотворительным вкладом в копилку украинской культуры. Артистка отказалась присоединиться к столичной труппе в Петербурге и осталась в Украине, хотя ее гонорар нельзя было равнять с тем, что ей предложили петербуржцы.
- Опять-таки шевченковский «Кобзарь» и «Разве ревут волы, как ясли полны?» Панаса Мирного, как и ряд других произведений, вышли в Женеве благодаря сахарному магнату, инженеру и промышленнику Василию Симиренко, брату того же Платона Симиренко, который в свое время способствовал изданию «Кобзаря». Кроме того, Симиренко полностью финансировал целый ряд украинских изданий.
Если смотреть еще дальше в историю, то можно обнаружить, что древнерусская благотворительность была в Киевской Руси.
Владимир Великий организовал развоз пищи для нищих по улицам города, а на княжеском дворе нищие и калеки могли приходить и получать пищу.
Скупое духовенство князь заставил содержать приюты, больницы и монастыри, определив специальную десятину. Этот устав был принят в 996 году.
Владимир Мономах заботился о бедных, а его сестра Анна Всеволодовна открыла за свой счет женское училище, куда принимали девушек из разных общественных слоев.